Областное государственное бюджетное учреждение
"Смоленский комплексный центр социального
обслуживания населения»

Независимая оценка качества оказываемых услуг

Анкета по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг

Анкета получателя социальных услуг

Работа общественного совета 

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ



Режим работы

Комплексный центр социального обслуживания населения

с 9.00 до 18.00

Социальные работники

с 8.00 до 17.00

Обед:

с 13.00 до 14.00

Выходные дни: суббота, воскресенье
Полезная информация

Общественный информационный Отчет «Органы власти субъектов РФ — навстречу людям!»



Психологическая помощь

Психолог ОГБУ "Смоленский КЦСОН": Перунова Дарья Евгеньевна, тел. 64-19-81. Располагается по адресу: городок Коминтерна, д. 12а, каб. 10.

    В ОГБУ "Смоленский КЦСОН" уделяется особое внимание психологическому настрою пожилых людей. Индивидуальные психологические консультации и групповые занятия, возможность получить психологическую помощь по телефону способствуют решению такой актуальной на сегодняшний день проблемы как социальная изоляция пожилых людей, отрезанность их от общества. Психологические семинары, познавательные лекционные и практические занятия помогают пожилым людям более эффективно справляться со стрессовыми ситуациями, лучше понимать свои эмоциональные состояния, изменения, которые происходят в жизни человека с возрастом,а соответственно и лучше адаптироваться в социальной среде.

    Индивидуальный подход к каждому обратившемуся пожилому человеку и гарантированное внимание к его психологическим потребностям способствует укреплению чувства защищенности, уверенности в благоприятном развитии жизненных обстоятельств, востребованности его жизненного опыта для окружающих. Активное участие в психологических занятиях способствует повышению самооценки пожилого человека, появлению новых увлечений, интересов, целей в жизни, нового круга общения и обретению позитивного мировосприятия. Применение мягких и в то же время эффективных психологических техник арт-терапии с пожилыми людьми позволяет естественным образом корректировать их эмоциональное состояние, работать с широким спектром психологических проблем, раскрыть творческий потенциал пожилого человека, актуализировать внутренние ресурсы его личности.

 

ПУБЛИКАЦИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Коррекционно – развивающие занятия для детей младшего школьного возраста с ОВЗ

"Время личности"

    18 февраля состоялось занятие в рамках программы коррекционно – развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

    Темой сегодняшнего занятия была личность, а также особенности приближающегося подросткового периода. На занятии психолог с ребёнком подискутировали на тему, чему может посвятить себя человек, каждый ли человек может стать личностью, какие качества характеризуют личность; поговорили о нравственности. В рамках подтемы «Особенности подросткового возраста» были рассмотрены такие моменты, как круг общения подростка, отношение к родителям, интересы, мышление, развитие речи и проведена профилактика сквернословия, а также выяснено, какие способы противостояния речевой агрессии существуют.

    Ребенок продемонстрировал свой взрослый и серьезный взгляд на жизнь.

Коррекционно – развивающие занятия для детей младшего школьного возраста с ОВЗ

"Время личности"

  12 февраля состоялось занятие в рамках программы коррекционно – развивающих занятий для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

  Темой сегодняшнего занятия была личность, а также особенности приближающегося подросткового периода. На занятии психолог с ребёнком подискутировали на тему, чему может посвятить себя человек, каждый ли человек может стать личностью, какие качества характеризуют личность; поговорили о нравственности. В рамках подтемы «Особенности подросткового возраста» были рассмотрены такие моменты, как круг общения подростка, отношение к родителям, интересы, мышление, развитие речи и проведена профилактика сквернословия, а также выяснено, какие способы противостояния речевой агрессии существуют.

 Несмотря на свой юный возраст, ребёнок высказывал интересные и оригинальные мысли, рассуждал осмысленно и доказывал свою точку зрения аргументировано.

Коррекционно - развивающие занятия для детей с ОВЗ

    7 февраля состоялось занятие в рамках программы коррекционно – развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Занятие было целиком отведено для расширения кругозора ребенка – беседа – игра, посвящённая последнему месяцу зимы – февралю: приметы, отличительные черты, праздники. В конце занятия ребёнку было предложено составить рассказ по картинке.

Занятие психологического кружка

"Активный образ жизни как средство противостояния стрессу"

    7 февраля состоялась встреча с психологом в рамках психологического кружка. Стресс – это «эпидемия» современного человечества, поэтому так важно изучить эту тему как можно подробнее. С выходом на пенсию количество стрессов не уменьшается: один вид сменяется другим, а порой и добавляются новые раздражители. В состоянии стресса пожилые люди, также как и представители других возрастов, могут испытывать постоянное чувство раздражённости, подавленности (порой без особых на то причин), иметь плохой и беспокойный сон, жаловаться на физическую слабость, головные боли, усталость и нежелание что – либо делать, невозможность расслабиться; могут появиться признаки депрессивных состояний; возможно отсутствие интереса к окружающим, слезливость, снижение аппетита, появление нервных тиков и навязчивых привычек.

    Пожилые люди познакомились с тремя стадиями борьбы организма со стрессом, узнали, какие типы личности по реакции на стресс выделяют (честолюбивый, спокойный, добросовестный, жизнелюбивый, тревожный типы, а также тип, который не отстаивает) и как представители разных групп крови справляются со стрессами. Получатели социальных услуг получили рекомендации о том, как вести здоровый образ жизни и что в него входит. Попробовали на практике некоторые упражнения и поделились своими мыслями.

Психологический кружок: занятие для сотрудников "Социального такси"      ОГБУ "Смоленский КЦСОН"

"Психология вождения"

    6 февраля психолог учреждения в рамках просветительского направления работы предоставил для водителей социального такси «ОГБУ Смоленский КЦСОН» брошюры, содержащие сведения, касающиеся психологии вождения. Из них водители выяснили взаимосвязь манеры вождения и темперамента (так, например, холерики хорошо чувствуют машину в движении, однако, часто ошибаются при торможении или выборе дистанции, а флегматики испытывают затруднения при движении в скоростном потоке. Сангвиники же, наоборот, предпочитают разные ситуации за рулем, которые ставят перед ними новые задачи, но представители этого типа темперамента допускают больше всего ошибок при вождении, по сравнению с остальными типами. Что касается меланхоликов, то они педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают затруднения в неординарных ситуациях), зависимость стиля вождения от настроения, а также, как не пропустить главное за рулем, и что говорит цвет автомобиля о своём владельце, и почему нужно с осторожностью относиться к подбору музыкальных композиций для поездки.

Коррекционно - развивающие занятия для детей с ОВЗ

    1 февраля состоялось занятие в рамках программы коррекционно – развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    На занятии были выполнены упражнения на развития памяти (постарайся запомнить, что изображено на страничке. Закрой рисунок листом бумаги и ответь на вопросы), развитие мышления (из предметов нижнего ряда выбери тот, который нужно поставить вместо знака вопроса. Объясни свой выбор; подбери заплатку к каждому коврику, не нарушая узор), математика (как называются эти геометрические фигуры? Сосчитай, сколько нарисовано на страничке; на какие предметы похожи эти геометрические фигуры); развитие речи (назови предметы правильно в единственном и множественном числе); знакомство с окружающим миром (расскажи, какие праздники ты знаешь. Чем интересен каждый из них).

Занятие для социальных работников 

"Конфликтные ситуации и способы их урегулирования"

    30 января состоялось первое в этом году занятие в рамках "Школы социального работника", на котором была затронута особенно важная тема для всех тех людей, чьи профессии можно отнести к типу "Человек - Человек". 

    Конфликты в нашей жизни нередкое явление, но мало кто осознает, что у конфликтов есть не только отрицательное значение, но и положительное. Ведь в конфликтах приобретается новый опыт, появляется возможность самоутвердиться для поддержания статуса в группе, выплескиваются агрессивные чувства, а также предотвращается застой и происходит движение вперед. 

    На занятии социальные работники познакомились с понятием "конфликт", были проинформированы о типах конфликтных личностей (демонстративный, ригидный, сверхточный и неуправляемый типы), способах поведения в конфликтных ситуациях (приспособление, избегание, соперничество, компромисс и сотрудничество), способах профилактики конфликтов во взаимодействии с клиентами. 

    В конце занятия социальные работники прошли диагностику по определению типа поведения в конфликтных ситуациях

Коррекционно - развивающие занятия для детей с ОВЗ

    29 января состоялось занятие в рамках программы коррекционно – развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    На занятии были выполнены упражнения на развития внимания (найти точно такой же зонтик, как в рамочке; попробуй отыскать на страничке фигурки, которые нарисованы в рамочке; покажи в таблице те предметы, которые изображены внизу странички; какие предметы ты видишь на картинке? Сосчитай сколько их; найди пару каждому мячику), развитие памяти (запомни рисунки на страничке. Закрой книжку и назови все предметы; постарайся запомнить все нарисованные предметы. Закрой книжку и назови картинки по памяти. Найди и обведи знакомые тебе рисунки. Что изменилось в табличке?)

Коррекционно  - развивающие занятия для детей с ОВЗ

    23 января состоялось второе занятие в рамках программы коррекционно – развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    На занятии ребёнку была предложена пальчиковая гимнастика, которая помогает в развитии нейронных связей в головном мозге, которую он выполнил с удовольствием: был задействован хватательный рефлекс, а также знания о названиях рук и пальчиков. Затем ребёнок играл в геометрический конструктор, в котором необходимо было соотнести фигуру по цвету и форме с той, что была на листке. В этой игре попутно было проверено, как ребёнок ориентируется в цветах и формах, в окружающем мире и пространстве. Во время занятия психолог помогал ребёнку уменьшить мышечный тонус рук, а также сконцентрироваться на инструкциях. Была сделана зарядка для глазок. По просьбе ребёнка в конце состоялась игра, в которой необходимо было собрать из 5-6 частей картинки, на которых были изображены нарисованные животные. В конце занятия психолог проконсультировал маму и ответил на интересующие ее вопросы.

Арт - терапевтическое занятие для получателей социальных услуг, членов ветеранских организаций, пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья

    17 января состоялось первое занятие в рамках новой программы «Арт – терапия». На занятии была раскрыта суть понятия «арт-терапия», участники познакомились с разновидностями арт – терапевтических методов, попробовали на практике некоторые арт – терапевтические приёмы регулирования эмоционального состояния. Занятие прошло на позитивной ноте, пожилые люди с удовольствием включались в процесс, делились мыслями по ходу выполнения упражнения. В конце все участники получили друг от друга приятные комплименты в письменной форме, что вызвало дополнительные положительные эмоции у участников.

Коррекционно - развивающие занятия для детей с ОВЗ

    15 января состоялось первое занятие в рамках программы коррекционно – развивающих занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Детство – это всегда тот возрастной период, когда дети, как губки, впитывают в себя всё то, что им дают взрослые: будь то знания, манера поведения, нормы и т.п. И делают они это с невероятной легкостью благодаря своей любознательности и открытости миру, но самое главное – благодаря сенситивным периодам. Для того, что материал хорошо был усвоен детьми – необходимо его преподносить в игровой форме, чтобы ребёнку не наскучили занятия. Но случается так, что ребёнок рождается с ограниченными возможностями здоровья или в результате болезни или травмы становится таким. Таких деток не мало. Возможно, поэтому сейчас вопросу воспитания и обучения ребенка с ОВЗ уделяется повышенное внимание.

    В настоящее время разработано множество программ для обучения таких особенных детей. Все задания и упражнения подбираются особым образом, учитывая все особенности таких детей и их возрастные потребности.

     Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

  • разминка - психогимнастика;
  • упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
  • упражнения на развитие слуховой и зрительной памяти;
  • упражнения на развитие мышления;
  • заминка – психогимнастика

Школа психологической безопасности для пожилых людей:

"Манипуляции: как противостоять"

    10 января состоялось занятие в рамках школы психологической безопасности для граждан пожилого возраста. На таких занятиях получатели социальных услуг, члены ветернанских организаций, пожилые люди получают необходимый объем знаний для обеспечения своей безопасной жизнедеятельности. На занятии участники узнали, какие типы манипуляторов существуют (диктатор, калькулятор, тряпка, прилипала, судья, защитник, славный парень, хулиган) и чем они отличаются, кто чаще всего прибегает к манипуляциям, кто чаще всего становится жертвой манипулятора и как защитить себя от манипулятивного воздействия. В конце занятия пожилые люди задали интересующие их вопросы по данной теме.

Занятие психологического кружка "Психогеометрия"

    10 января прошла первая встреча в новом году в рамках психологического кружка. Психолог учреждения провел интересное практическое занятие, на котором участники смогли узнать о своей личности много нового с помощью простого теста с ранжированием геометрических фигур по мере уменьшения предпочтения. Несмотря на простоту метода, каждый узнал «сильные и слабые» стороны, внешние и речевые проявления, жизненные ценности человека – круга, квадрата, прямоугольника, треугольника и зигзага.

    Эти 5 психотипов были выделены американским психологом – Сьюзен Деллингер и названы следующим образом: квадрат – «стабильность», треугольник – «целеустремлённость», круг – «миролюбие», зигзаг – «непредсказуемость» и прямоугольник – «неустойчивость».

    Но самое главное – участники выяснили, как лучше всего взаимодействовать с тем или иным типом личности. Так, при взаимодействии с «квадратом» лучше всего выслушивать его до конца, стараться быть в его глазах более компетентным и статусным, чем он. Свою позицию лучше аргументировать фактами и цифрами. Комплименты лучше всего делать открыто, но аккуратно и без панибратства, а нововведения предлагать маленькими порциями и воздержаться от эмоциональных проявлений. С «треугольником» следует говорить только по делу, четко, уверенно, договариваться, но при этом договора отмечать. Мотивировать следует выгодой, которую он получит в результате соглашения. «Круг», наоборот, следует в разговоре мягко, но настойчиво возвращать к сути дела, при это не кричать и не ругаться. В общении с «зигзагом» следует руководствоваться девизом «твердость, доброжелательность, бесконечное терпение». «Прямоугольника» необходимо переключать в удобное для собеседника состояние, постоянно поддерживать и направлять.

    Таким образом, участники научились среди окружающих людей выделять тех, кто относится к каждому психотипу. Но стоит помнить, что в чистом виде их не существует.

Занятие психологического кружка "Особенности возрастного кризиса в пожилом возрасте"

    13 декабря состоялось занятие психологического кружка, на котором была затронута такая важная для пожилых людей тема, как кризис пожилого возраста. Психологом учреждения были раскрыты основные наиболее важные моменты в этой теме: понятие кризиса, причины его возникновения, важные аспекты для перестройки своей жизни, помехи, препятствующие преодолению кризиса пожилого возраста, а также особенности развития кризиса пожилого возраста и способы его преодоления. Участники с интересом включались в беседу, отмечали, какие моменты есть у них и рассуждали, как можно перестроиться на позитив и принятие факта старения.

    В конце занятия слушателям было предложено пройти "Шкалу удовлетворенности жизнью (SWLS)" 

Особенности возрастного кризиса в пожилом возрасте

    Кризис (греч. krisis - "решение, поворотный путь") - "переходные этапы от одного возрастного периода к другому, сопровождающиеся резкими изменениями и негативными явлениями в поведении человека в связи с трудностями адаптации к новым возрастным ролям". 

    Кризисы возникают на каждом возрастном этапе и имеют, в первую очередь, позитивное значение. Они являются необходимым условием дальнейшего развития, почвой для появления новообразований. Возрастной кризис - это нормальное явление, которое происходит в жизни любого человека и позволяющее, преодолев определённые жизненные и личностные противоречия, развиваться и двигаться дальше. 

    Кризис в пожилом возрасте практически неизбежен, и перед каждым человеком встают вопросы о смысле и образе дальнейшей жизни, о выработке собственного отношения к старости, собственного понимания "как быть старым", как адаптироваться к изменившимся условиям жизни.

Почему возникает кризис пожилого возраста

    Любой возрастной кризис подразумевает невозможность идти по прежнему пути. Личность претерпевает как физические, так и психические изменения, которые формируются под влиянием конкретных причин.

Привычный уклад жизни очень изменился, а именно: 

  • изменение социального статуса: из уважаемого и ценного сотрудника пожилой человек превращается в обычного члена общества чаще всего с малым доходом;
  • активная трудовая и интеллектуальная деятельность сменяется бездействием;
  • мир, вертевшийся вокруг пожилого человека, вдруг рухнул, а общество решило, что его потенциал исчерпан;
  • окружение тает на глазах: дети выпорхнули из родительского гнезда, коллеги забыли, друзья покидают этот мир;
  • погруженность в собственные нерадостные мысли загоняют в тупик;
  • с возрастом болезни обостряются, появляются новые;
  • пожилой человек осознает, что становится зависим от других в своей беспомощности, растёт неуверенность в своих силах

    Входя в период кризиса пожилого возраста, люди, прежде чем "переступить порог старости", анализируют свою жизнь, сравнивают, как на весах, достижения и неудачи. Это очень важно для психологического состояния человека в возрасте. Переосмыслив свои прожитые годы и оставшись в замешательстве от невозможности что-либо исправить, пожилой человек страдает от отрицательных эмоций, одиночества и своей ненужности. Это и есть кризис пожилого возраста.

    Пожилой человек должен перестроиться и переосмыслить себя и свою жизнь по трём основным аспектам: 

  • переоценка собственного "Я" помимо профессиональной роли, которая у многих людей  (вплоть до ухода на пенсию) остается главной;
  • ухудшение здоровья и старение тела: даёт человеку возможность выработать у себя в этом плане необходимое равнодушие;
  • исчезает самоозабоченность, происходит принятие мысли о неизбежности смерти, но уже без ужаса, подавленности или панических настроений. 

    В зависимости от того, как пожилой человек сумеет преодолеть этот кризис, будет зависеть процесс его личностной самореализации и возможность активной полноценной жизни. "Застревание" на каком - либо этапе кризиса приносит массу негативных переживаний, ухудшает физическое состояние и психологический настрой.

Что мешает преодолению кризиса пожилого возраста

    Первая причина - одиночество. У лиц старше 70 лет это  показатель достигает 99-100%, в то время как в общей численности старых людей доля одиноких невелика - 6,2%.

    Наступающее в старости одиночество определено рядом причин: тяга к знаниям падает, а увлечения и хобби их теперь практически не интересуют. Характер пожилого человека тоже претерпевает ряд изменений не в лучшую сторону, более ярко выражены его отрицательные стороны (заносчивость, мнительность, навязчивость), что в свою очередь сокращает круг общения, портит отношения с собеседниками.

    Изменения в психике - при старении организма развиваются проблемы с памятью, вниманием, скоростью реакций на раздражители, деменция, болезнь Альцгеймера, Пика и пр. 

    "Зацикленность" на проблемах: в пожилом возрасте, когда круг общения и интересов сокращается, темы для разговоров также меняют свою природу. Основные из них - болезни и недовольство прожитыми моментами жизни. 

    Вторая причина - заблуждение, что "вторая половина жизни должна направляться принципами первой", т.е. не стоит мерить возрастной период старости законом молодости, зрелости. Между тем, в некоторых случаях поведение пожилого человека определяется бунтом против процессов старения, страхом перед смертью, отчаянными попытками сохранить уходящую зрелость, что выражается в манере одеваться, проведении досуга и т.п.

    Третья причина - "досрочное примирение с фактом старости". В этих случаях мнимые и подлинные недомогания становятся самыми главными темами в жизни. Угнетенность собственным состоянием делает существование пожилого человека тягостным и обременительным. 

    Личность пожилого человека, несмотря на некоторую трансформацию и заострение личных черт, все же остается сама собою, сохраняя индивидуальные черты. Ни нравственные, ни социальные качества личности не утрачиваются в старости. 

    Поведение человека перед лицом старости в большой степени зависит от зрелости его взглядов на жизнь.В этом смысле очень важно, что человек несет в себе, какова его система жизненных ценностей, установок, всего внутреннего строя личности. 

Особенности развития кризиса пожилого возраста

    Возрастные кризисы в развитии взрослого человека возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Тем не менее, и здесь прослеживается общая логика возрастного кризиса: происходящие в период кризисов процессы перестройки и переориентации на новые жизненные задачи влекут за собой смену характера деятельности и взаимоотношений человека.

 Кризис вступления в старость заключается в противоречии между удовлетворенностью прожитой жизнью и отчаянием, разочарованием в жизни (Э. Эриксон)

    Пожилой человек не только работает над смыслами своей текущей жизни, но и неизбежно осмысливает свою жизнь как целое.

    Главным становится не принятие в себе нового, а сохранение, удержание в себе старого. Центр их внимания сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту.

    Если в пожилом возрасте человек оценивает всю свою жизнь и твердо может сказать себе "Я доволен", а также видит продолжение себя в потомках или в творческих достижениях, то это свидетельствует о приходе настоящей зрелости и "мудрости прожитых лет". 

    На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь они осознают, что слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего "Я". 

    Тем не менее, в пожилом возрасте продолжается развитие личности, причем в сторону возрастания и качественного преобразования всех функций. Прекращение их личностного развития является такой же "задержкой личностного развития", как и во всех других возрастах.

    Поэтому пожилому человеку (как бы он не относился бы к старости) придётся столкнуться с необходимостью приспособиться и перестроиться. Приспособление - это настойчивость, разумная оценка ситуации, отказ от некоторых дел, отход от определенной деятельности, адаптация своих действий к возможностям организма. Перестройка - это развитие новых возможностей, интересов, включенность в новую деятельность. 

    Жизненные силы в старости не угасают, если человек стремится к самореализации и гармонии собственной личности с окружающим миром. 

Кризис пожилого возраста можно и нужно преодолеть!

    Важно смотреть на свой возраст не как на наказание, а как на преимущество, позволяющее посвятить своё время самосовершенствованию. 

   Одним из главных условий успешной адаптации к изменившимся условиям пожилого возраста является умение правильно организовывать свою жизнь, что позволит избежать стресса и быстрее приспособиться к новым требованиям. Для этого важно соблюдать 5 принципов:

  • пожилой возраст это не повод отстраняться от общения - не теряйте связей с друзьями, не пренебрегайте общением со знакомыми, соседями, поддерживайте связь с родственниками;
  • не замыкайтесь в своих переживаниях и мыслях, советуйтесь, обсуждайте, делитесь. Но избегайте людей, заражающих плохими эмоциями, постоянно недовольных чем-то;
  • берегите хорошее настроение, находите способ его поднять, старайтесь сохранять его и идти с ним по жизни;
  • умейте благодарно принимать и дарить заботу и помощь (то и другое одинаково полезно);
  • в мире столько всего интересного до чего у вас не доходили руки, множество позитивных людей, с которыми вы еще не знакомы - ищите их и вместе живите полной жизнью. 

    В первую очередь следует подумать о заполнении и структуризации свободного времени. Следует начать с четкого структурирования времени дня: вставать утром в одно и тоже время, соблюдать все требования гигиены и ухода за собой, уделять достаточное время работе по дому, поддерживать чистоту и порядок, заботиться о домашних животных или растениях. 

    Не "экономить на себе" в плане здорового и разнообразного питания - готовить полноценные блюда. Учитывая возрастные изменения следить за правильностью рациона. Питание в пожилом возрасте должно содержать меньше калорий, есть нужно часто и маленькими порциями, сократить количество жиров и углеводов. Для поддержания оптимальной работы нервной системы в рацион питания должны быть включены продукты богатые витаминами группы В - жирные породы рыб, орехи, зелень, бобовые, злаковые, зерновой хлеб, сухофрукты и т.п.). Соблюдать режим питания

    Каждый день познавать что-то новое, находить новую информацию. Делиться своими мыслями и размышлениями с родными, близкими, знакомыми, соседями, с друзьями по переписке в интернете и т.д. Использовать любой повод для социального контакта - ходить в гости, приглашать к себе, устраивать семейные праздники.

    Иметь увлечение, связанное с полезной деятельностью - уделять ему основное время. Если это делать в компании единомышленников, в коллективе, то благотворное влияние будет во много раз сильнее. 

Занятие для социальных работников

"Типы и психологические особенности старения. Психосоциальные проблемы пожилого возраста"

    21.11.2018 на базе ОГБУ "Смоленский КЦСОН" состоялось занятие для социальных работников, которое провела психолог центра Перунова Д.Е. На занятие были освещены основные моменты по теме. 

 Старость является закономерно наступающим заключительным периодом возрастного индивидуального развития. 

    ВОЗ выделяет следующие хронологические периоды:

- пожилой: 60-74 года;

- старческий: 75-89 лет;

- долгожители: 90 лет и старше

    Отечественный учёный В.В. Болтенко выделил 5 этапов психологического старения, которые не зависят от паспортного возраста:

    1 этап: сохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека до выхода на пенсию. Эта связь может быть непосредственной в форме эпизодического участия в выполнении прежней работы, может и опосредованной через чтение специальной литературы или её написание. Если эта связь обрывается сразу после выхода на пенсию, то человек, минуя первый этап, попадает на второй;

    2 этап: сужение круга интересов. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовые темы, обсуждение телевизионных передач, семейных  событий и т.д. 

    3 этап: главенствующее - забота о личном здоровье. Любимая тема для разговоров - лекарства, способы лечения. В СМИ на эти темы человек обращает особое внимание. Наиболее значимым в жизни человеком становится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.

    4 этап: смысл жизни - сохранение самой жизни. Круг общения сужается до предела. 

    5 этап: снижение потребностей чисто витального характера. Эмоциональность и общение почти отсутствуют. 

Физиологические изменения в пожилом возрасте: 

    Появляются морщины, сухость кожи, раны на коже затягиваются медленно. Выпадение и поседение волос. Ослабление осязания, снижение функции потовых и сальных желез. Ухудшение зрения, ослабление восприятия цветов, обострение чувствительности к яркому свету. Ухудшение слуха. Нарушение прикуса, акта кусания и механической обработки пищи в полости рта. Ухудшение восприятия вкусовых ощущений, сухость во рту, снижение секреторной и всасывательной функции ЖКТ, запоры. Ослабление обоняния, возможна потеря способности различать запахи, уменьшение количества вкусовых сосочков на 50%, атрофия слюнных желез. Ослабление эластичности легочной ткани, уменьшение количества альвеол, ослабление дыхательной мускулатуры, ограничение подвижности грудной клетки. Уменьшение сократительной способности миокарда, пластичности сосудов, кровообращения, увеличение артериального давления и уменьшение кровообращения, увеличение размеров сердца. Ослабление тонуса сфинктеров, уменьшение объёма мочевого пузыря, учащение позывов к мочеиспусканию, стрессовое недержание мочи. Уменьшение выработки инсулина. Уменьшение роста, мышечной силы и массы. Меняется голос (рост его высоты), ослабление его самопроизвольного регулирования, замедление артикуляции при обычном вещании, чтении текста. Уменьшение способности к обучению, снижение чувствительности к изменениям температуры. 

Психологические проблемы пожилого возраста

    Свойственное личности качество интеллектуальных процессов сохраняется довольно долго, но в связи с замедлением темпа течения психических процессов решение тех или иных задач требует больше времени. У стареющего человека пропадает живость, подвижность, интенсивно - деятельные люди становятся более пассивными. Уменьшение жизненной энергии сказывается и на эмоциональности. Люди, прожившие эмоционально-напряженную, бурную жизнь, постепенно становятся более "спокойными", находят радости в более узком кругу. 

    Старческая безпомощность, внушаемость и податливость - эти черты обычно связаны с сужением круга интересов.

    Ослабление памяти бывает разной степени выраженности, от легких расстройств до амнестического синдрома, ухудшение интеллектуальных способностей вплоть до слабоумия, нарушение эмоций - слабоду

Новости
13
февраля
2019 г.

Правила профилактики гриппа:

Сделайте прививку против гриппа до начала эпидемического сезона.

Сократите время пребывания в места...

08
февраля
2019 г.

8 февраля 2019 года в рамках акции «Подари улыбку: поздравление юбиляров» координаторы волонтёрского дв...

Полезные ссылки